Сочинение по цитате «Культура — это та верёвка, которую можно…»

Флоренский пишет: «Культура — это та верёвка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа. Развитие культуры идет столь же на пользу добра, сколько и на пользу зла». Автор высказывания затрагивает проблему роли культуры в жизни общества. Он отмечает, что все результаты человеческой деятельности могут иметь противоречивый характер: идти как на пользу, так и во вред, нередко причиняя непоправимый ущерб человеку и всей окружающей среде. Такая мысль могла возникнуть ввиду обострения глобальных проблем человечества.

Сперва необходимо отметить, что культура бывает материальной и духовной. К первому виду можно отнести все предметы, реально существующие в физическом пространстве и созданные усилиями индивидов. Искусство, наука, религия, мораль, различные идеи относятся же ко второму типу, хотя, как правило, воплощены на материальных носителях. Вспомним те плоды, которая дала нам наука как совокупность систематизированных знаний о природе, человеке и обществе. Благодаря ей появились компьютеры, телефоны, телевизоры, бытовые приборы, которые значительно облегчают нашу жизнь. Исследования же в области ядерной физики позволили нам получать дешёвую электрическую энергию.

Однако оказалось, что атом бывает не только «мирным». Так, в 1945 году США провели бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, использовав ядерное оружие. Погибло огромное количество людей, а те, кто выжил, оказались облучены и подвержены болезням. Таким путём человечество осознало, что наука может нести серьёзную опасность, а не только пользу. Глобальная проблема угрозы ядерной войны на данный момент считается одной из самых опасных.

Тем не менее, существуют и позитивные проявления культуры. Например, произведение А. Эйнштейна «Религия и наука» гласит, что представленные в названии работы социальные институты вполне совместимы с друг другом. Наука позволяет исследовать мир, а религия, в свою очередь, вдохновляет, основывается на морали, представлениях человека о нравственном и безнравственном, а значит не позволяет проводить неэтические исследования и эксперименты. В этом плане можно отметить клятву Гиппократа и Нюрнбергский кодекс. Хотя их положения и не относятся к религиозному, но также воплощают в себе свод этических правил. Так, запрещены медицинские эксперименты над человеком, за исключением случаев, когда получено согласие пациента, доведены все сведения о рисках. Важно отметить, что мораль является внутренним регулятором поведения человека, который позволяет действовать в соответствии с представлениями о добре и зле в самых различных ситуациях (не только в процессе познания), что, несомненно, положительно сказывается на стабильности общественных отношениях.

С другой стороны, различные деструктивные идеологии, утверждающее превосходство одних людей над другими, поспособствовали становлению тоталитарных государств. Так, в СССР практиковались массовые репрессии, а национализм в Германии привёл к мировой войне 1939-1945 годов и таких её проявлений, как холокост.

Таким образом, роль культуры в жизни общества действительно носит противоречивый характер. Людям необходимо задумываться о влиянии их деятельности на человечество и окружающий мир в целом.

Оценка эксперта: 6 из 6 первичных баллов ЕГЭ по обществознанию в соответствии с критериями 29 задания (написание мини-сочинения).

Рейтинг