П. Бергер пишет: «Общество определяет не только то, что мы делаем, но и то, что мы есть». В данном высказывании речь идёт о том, что человек в процессе социализации усваивает различные социальные роли и статусы. Однако автор цитаты подчёркивает, что становление личности путём усвоения культуры, социальных норм и ценностей носит в какой-то мере пассивный характер. Такая мысль могла возникнуть ввиду того, что мы порою не сами определяем то, на что будем ориентироваться в процессе интеграции в общественную жизнь. Немаленькую роль играют и такие агенты социализации, как семья, СМИ и даже те социальные группы, в которых человек состоит. С позицией П. Бергера трудно не согласиться.
Так, культура, совокупность результатов деятельности человека, во многих уголках нашей планеты значительно различается — как духовная, так и материальная. Это связано с распространённостью различных религий, природными условиями, особенностями исторического развития. В процессе социализации же ребёнок, как правило, усваивает именно ту культуру, которая являются доминирующей в его семье, стране. Можно привести пример из истории. В современных европейских государствах, находящихся на постиндустриальном этапе развития, сейчас не принято иметь большое количество детей, люди ориентируются на карьеру. Но вспомним прошлое: в этих же странах ранее беспрекословно уважались традиционные ценности, наблюдалось большое количество многодетных семей, члены которой уделяли ей немаленькое количество времени и внимания. Такое положение дел было характерно для аграрных обществ. Выходит, представители даже одних и тех же культур в разные промежутки времени социализировались неодинаково, что подтверждает влияние общества на формирование личности человека.
Помимо этого, важно помнить, что социализация бывает первичной (усвоение культуры ребёнком; о ней говорилось в предыдущем абзаце) и вторичной (связана с жизнью в зрелом возрасте). Так, бесспорно, что одним из ведущих видов деятельности взрослого человека является труд. При этом, устраиваясь на какое-либо место работы, человек назначается на определенную должность, определяется круг его прав и обязанностей. Другими словами, в подобных случаях общество определяет социальный статус (положение индивида в обществе) и роль (ожидаемое поведение), индивиду приходится проходить вторичную социализацию. Приведём пример из общественной жизни. Так, лица, претендующие на занятие тех или иных государственных должностей, должны соответствовать принципу профессионализма. Кроме того, нередко устанавливаются другие ограничения: судья Конституционного суда должен обладать признанной высокой квалификацией и даже безупречной репутацией. Во время работы требований становится ещё больше, а государственный служащих должен их соблюдать. Так, депутат Госдумы обязан приходить на заседания, отвечать на обращения граждан, проводить с ними встречи. Эти правила ему диктует общество, воля которого выражена в данном случае в правовых нормах.
Таким образом, общество существенно влияет на то, кем мы являемся. Нам в любом случае приходится в той или иной мере подстраиваться под существующие нормы и ценности.